Автомобильная платформа

Для занятия своей ниши в мире автомобилей важным условием для любого автопроизводителя является быстрое реагирование на изменение потребностей клиентов и быстрая переориентация производства под них. К примеру, кроссоверы как класс автомобилей появился сравнительно недавно, но они быстро набрали популярность. Реакция автопроизводителей тоже соответствующая – в модельных рядах практически всех автокомпаний стали появляться кроссоверы. И в быстром реагировании на меняющиеся потребности производителям помогает автомобильная платформа.

Нередко в презентациях новых моделей можно услышать, что построен он на той или иной платформе, но понятие, что она собой представляет – знают немногие. Большинство предполагает, что автомобильная платформа – основа, на которой и построена новая модель. И многих это отпугивает, поскольку есть платформы, которые уже существуют более 10 лет. И в их понимании получается, что машина изготовлена на основе уже устаревших технологий. Но это далеко не так.

Идея и концепция платформы

В общем понимании автомобильная платформа – это набор определенных составных элементов, которые используются на нескольких автомобилях, причем не обязательно, чтобы они были одного класса и ценовой категории. Но никто не говорил, что эти составляющие являются унифицированными.

Сама идея использования определенного комплекта частей для разных машин далеко не новая и появилась она очень давно – в эпоху рамных авто. Но тогда это было все несколько проще – автопроизводитель выпускал раму, укомплектованную ходовой частью, силовой установкой и трансмиссией, а затем уже «натягивал» на все это кузов. Причем кузова были самые разные, но рама со всеми элементами – одна.

Еще одними представителями платформенного построения авто можно назвать ВАЗы классического семейства. Но здесь уже в большей мере основа подвергалась изменениям – по мере выпуска новых моделей вносились изменения в кузов, силовую установку и прочее. Но все семейство – представители одного производителя и все модели очень похожи между собой.

Сейчас же на основе одной платформы изготавливаются машины разных марок и практически в любых кузовах – хэтчбек, седан, универсал, кроссовер, внедорожник с кузовной несущей частью.

платформа ford c1

Ford Focus и Mazda3 на платформе Ford C1

В современном понимании автомобильная платформа — набор наиболее оптимальных конструктивных, проектных и инженерных решений, используемых при производстве автомобилей.

К примеру, если подвеска МакФерсона является одной из самых распространенных и оптимальных для использования, то зачем что-то придумывать или видоизменять ее перед установкой на конкретное авто. Но здесь стоит учесть, что у каждой модели свой клиренс и жесткость подвески, поэтому производитель уже сам делает настройку ее работы.

И так поступают с рядом составных элементов авто. То есть, для создания той или иной части разных авто используется единый принцип построения (пример – все та же стойка МакФерсона), но вполне допускаются некоторые конструктивные изменения. Это и есть концепция платформ для автомобилей.

Составные элементы

В состав платформы входит определенный перечень составных элементов, но он является несколько условным, поскольку сам автопроизводитель решает, использовать какой-либо элемент или заменить его.

В целом считается, что устройство платформы автомобиля в себя включает:

  • Днище – как основа несущей части;
  • Элементы ходовой части (подвеска, рулевое управление, тормозная система);
  • Колесная база;
  • Компоновка авто (места установки и расположение силового агрегата, трансмиссии).

платформа автомобиля

Как видно, элементы, которые входят в состав платформы можно назвать нейтральными. То есть, они не оказывают влияния на стилистические решения, которые применяют автопроизводители. Это и позволяет на основе одной платформы строить машины разных марок, классов и ценовых категорий.

Использование платформы

Но как отмечено, платформа — явление условное, и каждый автопроизводитель сам решает, в какой степени ее использовать. К примеру, существует понятие «бейдж-инжиниринг», которое подразумевает, что разные компании выпускают, по сути, один и тот же автомобиль, но под своим брендом. Модели будут называться по-разному и даже внешне несколько отличаться, но практически все элементы между ними – унифицированы.

пример бейдж-инжиниринга

Яркий пример «бейдж-инжиниринга» Subaru BRZ и Toyota GT86

Но все же большинство компаний, особенно выпускающих премиумные модели, стараются как можно в большей степени уникализировать свои авто, чтобы поддержать интерес к ним.

Это не значит, что они не используют платформы, просто они вносят некоторый коррективы в конструкцию. В результате у двух авто, построенных на одной платформе не будет ни одной унифицированной детали. Платформа в этом случае обозначает лишь использование единого принципа изготовления определенных составных частей, хотя сами они конструктивно разные.

Положительные и отрицательные стороны

Использование автомобильных платформ для выпуска авто дает много преимуществ, но в основном они – выгодны только для автопроизводителей. Но есть и такие, в выигрыше от которых остается автолюбитель.

К достоинствам применения единой основы для производства разных автомобилей относится:

  • Сокращение затрат и времени на наладку выпуска новых моделей, что сокращает стоимость авто;
  • Обеспечение взаимодействия между производственными мощностями разных производителей, что позволяет переносить производство между заводами с минимальным их переоборудованием;
  • Повышение производительности заводов за счет стандартизации;
  • Улучшение качества конечного продукта благодаря снижению номенклатуры составляющих;
  • Возможность на основе одной платформы изготавливать разные модели для охвата большего сегмента рынка.

Но и недостатки у использования этой концепции тоже существенны, которые играют против производителей. К ним относятся:

  • Похожесть авто. Отличительных особенностей между автомобилями в результате использования единой основы становиться все меньше. В погоне за соответствием тенденциям рынка, автопроизводители жертвуют индивидуальностью и уникальностью своих моделей;
  • Невозможность внесения глобальных изменений в элементы платформы, поскольку в результате этого они станут несовместимыми между собой;
  • Надобность в соблюдении компоновки, заложенной в платформу;
  • Влияние на стоимость конечного продукта. Из-за платформы компаниям не удастся установить реальную стоимость авто, она получится сниженной из-за схожести с другим авто. Особенно это касается преумных авто (к примеру, зачем переплачивать за Lexus, если можно приобрести Toyota, которая выступает основой для первой марки);
  • Обнаружение какого-либо дефекта в составных частях платформы может привести к отзыву всех авто, на которой они построены.

Так что, использование платформы, с одной стороны, позволяет постоянно пополнять рынок новыми моделями, но с другой – они становятся все более похожими друг на друга.

Поэтому некоторые производители преимумных авто, если используют платформу, то собственно разработанную и применяемую только для своих моделей, чтобы сохранить индивидуальность марки.

Последнее время появился еще один тип платформы – модульная. Она еще в большей степени приближена к стратегии, применяемой на рамных авто (одна основа и разные кузова), но уже с поправкой на современные технологии и тенденции.

Поделиться:
Комментировать