Особенность взаимодействия силовой установки и коробки передач заключается в том, что пока двигатель работает, коленчатый вал его вращается, что сильно усложняет возможность вывода из зацепления одних шестерен и ввода других. То есть, при заведенном двигателе переключить передачи не легко и не безопасно для коробки передач. Чтобы была возможность кратковременно разъединить между собой силовой агрегат и коробку передач, между ними помещен еще один элемент – сцепление.
Назначение, виды
Задача сцепления – кратковременное разъединение двигателя и КПП для возможности изменения передаточного числа в коробке, а также обеспечение возможности плавного начала движения.
Видов применяемых на авто – несколько:
- фрикционное (оно же механическое);
- гидравлическое;
- электрическое.
Наибольшее распространение получило фрикционное. Оно используется вместе с механическими и роботизированными. В автоматической и вариаторной трансмиссии роль сцепления выполняет гидротрансформатор.
Сцепление автоматических и вариаторах коробок передач затрагивать пока не будем, остановимся на фрикционом, поскольку оно распространено на легковом автотранспорте.
Конструктивные особенности
Сцепление состоит из двух основных составляющих – привода и самого механизма. Привод обеспечивает передачу усилия от водителя на механизм, а механизм уже непосредственно выполняет разъединение мотора с коробкой.
Типов привода, используемых на авто – несколько:
- механический — усилие в таком типе выполняется за счет системы рычагов и тяг или же посредством троса;
- гидравлический — в нем усилие водителя выполняется за счет жидкости;
- пневматический — усилие выполняется за счёт воздуха под давлением, применяется на грузовом транспорте и с/х технике;
- электронный — датчики отслеживают положение педали сцепления, а электромотор включает или выключает его.
Какой бы из типов привода не использовался на авто, но задача у него одна – передать усилие водителя на механизм для разъединения двигателя и КПП.
А вот разъединение выполняет механизм сцепления. Он подразделяется по нескольким классификациям:
- По среде работы. Бывают сцепления сухие и масляные. Что касается автомобилей, то на них распространение получило сухое.
- По количеству ведомых дисков. Используются однодисковые, двухдисковые и многодисковые.
- По элементам отжима диска. В одних разъединение диска производится посредством подпружиненных рычагов, в другом типе – за счет пружинной диафрагмы.
Самое большое распространение на легковых авто поучило однодисковое сухое сцепление. В роботизированных же коробках возможна установка и двухдискового.
Электронная педаль газа
В автомобилях с этой системой на педаль сцепления крепится датчик, который сообщает блоку управления о её положении. Он улучшает процесс управления путем исключения «провалов» в оборотах двигателя и рывков при переключении передачи. В момент нажатия и отпускания педали сцепления блок управления регулирует обороты и корректирует угол опережения зажигания. Это сказывается в положительную сторону и на расходе топлива.

Датчик педали сцепления
Неисправность этого датчика приводит к «рывкам» автомобиля при переключении передачи, начинают плавать обороты при выключенном сцеплении, увеличивается расход топлива. Неисправность сигнализируемая лампочкой Check Engine на приборной панели.
Причиной этого является:
- выход из строя датчика;
- замыкание или обрыв цепи;
- разрегулировка педали сцепления.
Неисправности привода
Каждый вид привода имеет свои специфические недостатки. Стоит отметить, что многие проблемы с работой сцепления связаны с приводом.
На автомобилях часто используется тросовый механический привод. Основные неисправности сцепления с тросовым приводом таковы:
- нарушение регулировки;
- порыв троса;
- закусывание.

Регулировка
Регулировка троса производится гайкой, которая позволяет изменять длину оплетки относительно самого троса. При неправильной регулировке трос получается сильно натянутым или ослабленным, что приводит к неправильной передаче усилия водителя к механизму.
Порыв троса обычно происходит из-за коррозии. При этой неисправности сцепления полностью прекращается его функционирование.

Износ тросика сцепления
Закусывание – проблема, связанная с порывом только части нитей троса. А поскольку нити троса – металлические, то они начинают упираться в оплетку, затрудняя перемещение. Из-за этого значительно осложняется управление механизмом (сложно выжать педаль или она не возвращается в нормальное положение).
У гидравлического привода свои неисправности:
- недостаточное количество жидкости;
- порыв трубопровода;
- попадание воздуха в систему;
- подклинивание поршня главного или рабочего цилиндра.
Электронный привод, состоящий из управляющего и исполнительного механизма, датчиков и блока управления, тоже имеет свои неисправности (актуальны и для электрического привода):
- неисправность одного из датчиков;
- выход из строя электромотора (исполнительного механизма);
- замыкание или обрыв цепи;
- износ и разрегулировка педали сцепления.
Поскольку такой механизм является одной из самых последних разработок для фрикционного сцепления, то стоит его рассмотреть несколько ближе.
Суть его работы достаточно проста – управляющий механизм получает сигнал от педали сцепления, а также от датчика положения селектора КПП, передает его на электронный блок, а тот в свою очередь – на исполнительный механизм. Особенностью такого привода является возможность электронному блоку самостоятельно выполнять управление механизмом сцепления, без участия водителя. Это очень удобно, поскольку такой привод приближает управление к работе роботизированной коробки. К примеру, при движении в пробке электронный блок может самостоятельно включать и отключать сцепление, основываясь на данных датчиков.
Но в этом есть и свои недостатки. Выход из строя любого из датчиков может привести к тому, что управление механизмом сцепления станет неконтролируемым. К примеру, неисправность одного из датчиков может привести к тому, что блок управления будет получать некорректную информацию. Вылиться такие неисправности сцепления могут в нестабильность оборотов двигателя, повышение расхода топлива или вовсе отказом всего механизма.
Неисправности механизма
Чтобы понять какие бывают неисправности сцепления со стороны механизма, следует разобраться с его конструкцией. Однодисковый механизм состоит из корзины с ведущим диском, который жестко закреплен на маховике. Ведущий диск имеет возможность перемещаться внутри корзины, но пружинной диафрагмой или пружинами кулачков он поджат к маховику. Между ними помещен ведомый диск с фрикционными накладками, который соединен посредством шлицевого соединения с ведущим валом КПП. Имеется также выжимной подшипник, задача которого – воздействие на пружину ведущего диска за счет усилия, полученного посредством привода.
Неисправности сцепления зачастую связаны с деформацией или поломкой составных частей. Распространенными из них являются:
- износ или разрушение фрикционных накладок ведомого диска;
- поломка лепестков диафрагменной пружины;
- повреждение ведомого диска;
- деформация ведущего диска или рабочей поверхности маховика;
- износ выжимного подшипника.
Проявления неисправности сцепления
Перечень неисправностей | |
---|---|
Сцепление «ведет» | 1.Разрегулирован привод или нарушение его работы 2.Повреждение диафрагменной пружины 3.Повреждение одного из дисков или поверхности маховика |
Пробуксовка сцепления | 1.Привод разрегулирован или нарушение его работы 2.Подклинивание выжимного подшипника 3.Сильный износ накладок ведомого диска 4.Повреждение диафрагменной пружины |
Повышенный шум | 1.Разрегулировка привода или нарушение его работы 2.Износ выжимного подшипника |
Сцепление не выключается | 1.Повреждение троса (механический привод) 2.Разгерметизация системы или попадание воздуха в нее (гидравлический привод) 3.Выход из строя датчиков, управляющего или исполнительного механизма (электронный привод) |
После выжима сцепления педаль остается в полу | 1.Соскакивание возвратной пружины педали 2.Соскакивание возвратной пружины вилки включения 3.Подклинивание выжимного подшипника |
Рывки при движении | 1.Износ или повреждение накладок ведомого диска 2.Деформация диафрагменной пружины 3.Износ демпферных пружин 4.Повреждение ведущего диска |
Что делать?
Некоторые неисправности сцепления можно устранить даже в пути, особенно это касается проблем с приводом (кроме электронного). Также всегда существует возможность двигаться даже без сцепления. Практически все КПП оснащены синхронизаторами, позволяющими переключать передачи в движении без сцепления (хоть это на пользу коробке не пойдет).
Остается только знать, как правильно начать движение. При хорошо заряженном АКБ стартер способен запустить двигатель на включенной передаче. То есть, достаточно включить первую передачу, а после стартером запустить мотор. При этом авто будет двигаться рывками, пока двигатель не запустится. Дальнейшее движение нужно продолжать с включенной аварийной сигнализацией и на малой скорости. Если коробка оснащена синхронизаторами, то допускается переключение передач, а также включение«нейтрали».