Система климат-контроля

Для комфортабельного передвижения на автомобиле при различных погодных условиях, в салоне необходимо поддерживать оптимальный температурный режим и влажность воздуха. И за это отвечают определенные системы и устройства. Первым таким оснащением стала система вентилирования, обеспечивающая подачу прохладного воздуха в салон извне, и обогрева салона (печка). В последствии к ним добавился кондиционер, дополнительно охлаждающий воздух в салоне.

Все эти системы работают раздельно (независимо друг от друга) и управляются вручную. Причем водитель должен не только включить в работу нужную систему, но еще и периодически контролировать, и регулировать режим ее работы — уменьшать, увеличивать интенсивность прогрева или охлаждения воздуха, силу потока подаваемого воздуха. При этом создать комфортабельный климат в салоне при ручном управлении не всегда удается.

Итогом постоянной доработки устройств, поддерживающих температурный режим в салоне стала система климат-контроля автомобиля. Эта система объединяет в себе все перечисленные устройства и системы – вентиляции, обогрева и кондиционирования.

Назначение и устройство системы

Климат-контроль обеспечивает поддержание оптимального температурного режима и влажности в салоне при минимальном участии водителя в управлении. Делает это он за счет взаимодействия кондиционера, печки и системы вентилирования, причем работает все в автоматическом режиме. Благодаря этой системе в задачу водителя входит лишь установка предпочитаемой температуры в салоне, все остальное климат-контроль выполнит самостоятельно.

климат-контроль автомобиля

Климат-контроль авто конструктивно сложная климатическая установка, объединяющая в себе множество составных элементов. Но если в целом рассматривать устройство этой системы, то она включает в себя:

  • Систему управления;
  • Следящие устройства;
  • Рабочие и исполнительные узлы.

По сути, климатическая установка построена по тому же принципу, что и все современные системы авто.

Система управления

Основным элементом системы управления климат-контролем является электронный блок управления. Этот узел принимает и обрабатывает информацию, поступающую от следящих устройств, а также от панели управления установкой, при помощи которой водитель устанавливает температурный режим. На основе всех полученных данных ЭБУ осуществляет управление исполнительными механизмами.

В большинстве случаев климат-контроль работает в автоматическом режиме – поддерживает заданную температуру, следит за чистотой поступающего в салон воздуха. Но во многих версиях реализовано также и ручное управление печкой и кондиционером, что позволяет принудительно подать поток воздуха в нужную зону.

Следящие устройства

Вся нужная для корректной работы климат-контроля информация поступает со следящих устройств – датчиков. Количество этих элементов постоянно возрастает, что позволяет более точно определить климат в салоне и откорректировать работу установки. Но есть и основные следящие устройства, которые присутствуют во всех климат-контролях. К ним относятся датчики:

  • Температуры наружного воздуха;
  • Выходной температуры воздуха (подающегося в салон);
  • Температуры испарителя кондиционера;
  • Интенсивности солнечного света;
  • Положения заслонок.

Благодаря этим датчикам производиться корректировка режима работы климатической установки. К примеру, благодаря датчикам температуры система определяет, насколько необходимо прогреть или охладить воздух, причем с учетом естественного прогрева салона солнечными лучами.

схема системы климат контроля

Пример устройства двухзонного климат-контроля

Отдельно ЭБУ контролирует работу узлов кондиционера – давления в системе, температуры компрессора. В случае возникновения нештатной ситуации (превышении давления в системе выше нормы, аварийного стравливания хладагента) благодаря этим датчикам система управления отключит кондиционер, не допустив поломку основных узлов.

Более совершенные климатические установки комплектуются дополнительными датчиками:

  • Температуры лобового стекла;
  • Влажности воздуха в салоне;
  • Температуры в зоне ног;
  • Качества воздуха;
  • Количества пассажиров в салоне.

Благодаря датчикам температуры лобового стекла и влажности салона климат-контроль может самостоятельно определить вероятность запотевания стекла и принять меры для его устранения – обеспечить обдув лобового стекла прогретым воздухом. Помимо этого, система может самостоятельно просушить воздух, добившись в салоне оптимальной влажности.

Датчик качества воздуха определяет количество примесей, вредных веществ и на основе его показаний блок управления устанавливает нужный режим – подача воздуха в салон извне или включение рециркуляции воздуха.

Благодаря датчику количества пассажиров система высчитывает объем воздуха, который необходимо подать в салон.

Рабочие и исполнительные узлы

Как уже отмечено, климат-контроль объединяет в себе обогреватель салона, кондиционер и систему вентилирования салона. Именно эти элементы обеспечивают нагрев, охлаждение и подачу воздуха.

Непосредственное участие в создании климата в салоне принимают радиатор печки, испаритель кондиционера и вентилятор системы вентиляции. Эти узлы можно отнести к рабочим элементам.

расположение основных датчиков системы климат-контроля

Расположение элементов системы климат-контроля

К исполнительным же механизмам относятся воздуховоды, ведущие к нужным зонам, и заслонки с электроприводом, установленными в них. Дополнительно в некоторых системах к этой составляющей относятся электрообогреватели воздуха.

Основными элементами в исполнительной составляющей являются заслонки. Именно они обеспечивают подачу потока воздуха в нужные зоны, осуществляют переход от режима подачи в режим рециркуляции.

В конструкции климат-контроля авто используются такие заслонки:

  • Подачи воздуха извне;
  • Центральная;
  • Рециркуляции;
  • Подачи воздуха в выбранную зону;
  • Температурного регулирования.

Все заслонки оснащены электроприводом и управляются ЭБУ. Помимо этого, блок управления контролирует и корректирует работу вентилятора системы вентиляции, поэтому он тоже относится к исполнительным механизмам.

Благодаря использованию большого количества заслонок удается задать:

  • Режим (подача, рециркуляция воздуха);
  • Зону подачи (лобовое стекло, ноги, область расположения головы, комбинированные зоны – ноги/стекло, ноги/голова);
  • Распределение воздуха (прямоточная подача, рассеивание).

Что касается последней функции, то последнее время прямоточное распределение все реже используется из-за создания менее комфортабельных условий – при прямой подаче создается ощущение сквозняка. Рассеивающее распределение более оптимальное, но для ее реализации необходима достаточно разветвленная сеть воздуховодов.

Как все работает

Принцип работы климат-контроля автомобиля такой: после установки водителем температурного режима, ЭБУ собирает информацию с имеющихся датчиков и задействует исполнительные механизмы. Сначала включается вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха. Создаваемый поток проходит через фильтр, где из него удаляются примеси.

панель управления климат-контролем
В зависимости от температуры окружающей среды и установленного режима, используется нужный рабочий элемент. Если необходимо понижение температуры, то ЭБУ включает кондиционер и поток проходит через испаритель, в результате чего воздух охлаждается. Далее воздушная масса по воздуховодам подается в установленные зоны (перенаправление потока осуществляется открытием/закрытием заслонок). Если выходной датчик улавливает понижение температуры ниже установленной нормы, ЭБУ подает сигнал на центральную заслонку, и часть воздуха, вышедшего после испарителя, направляет на радиатор обогревателя. После печки этот воздух смешивается с основным потоком, повышая его температуру до нужного уровня.

Если нужно прогреть воздух, то ЭБУ кондиционер не задействует. Поток воздуха при этом хоть и проходит испаритель, но не охлаждается, далее он поступает на радиатор печки, а уже после него по воздуховодам подается в салон. Корректировка температуры прогрева воздуха осуществляется той же центральной заслонкой, которая перенаправляет поток на радиатор или напрямую в салон. При этом степень открытия этой заслонки определяет объем воздуха, которые поступят к радиатору или пройдут в обход него.

регулировка температуры подачи воздуха в салон

Смешивание воздуха при регулировки температуры в салоне

При установлении возможного запотевания лобового стекла, климатическая установка принудительно направит поток разогретого воздуха на стекло. В случае определения сильной загрязненности воздуха, климат-контроль перекроет подающую заслонку и откроет рециркуляционную. Так же система поступит и при определении повышенной влажности.

Виды и их особенности

Существует несколько видов климат-контроля, которые делятся между собой по количеству обслуживаемых зон салона. По этому критерию климатические установки делятся на:

  • Одно-;
  • Двух-;
  • Трех-;
  • Четырехзонные.

Однозонный климат-контроль – самая простая установка. Он контролирует и поддерживает заданную температуру во всем салоне. Двухзонная установка позволяет задавать оптимальную температуру отдельно водителю и переднему пассажиру. В трехзонной системе дополнительно выведен отдельный блок управления температурой для пассажиров заднего сиденья. Четырехзонная система – самая «продвинутая», поскольку позволяет каждому пассажиру установить свою температуру.

четырехзонный климат-контроль

Четырехзонный климат

Но отметим, что чем больше зон обслуживания, тем сложнее устройство климатической установки – увеличивается количество датчиков, необходима прокладка дополнительных воздуховодов к заднему сиденью, устанавливается дополнительное оборудование (электрообогреватели в воздуховодах заднего сиденья).

Достоинства и недостатки

К положительным качествам климат-контроля можно отнести:

  • Легкость управления;
  • Полностью автоматическая работа оборудования;
  • Наличие дополнительных функций (прогрев лобового стекла, удаление лишней влаги);
  • Возможность отдельной установки температурного режима (для двухзонных типов и выше).

Но и без недостатков не обошлось. К негативным качествам климат-контроля относятся:

  • Сложность конструкции;
  • Высокая стоимость ремонта;
  • Некорректная работа при неисправности одного из составных элементов;
  • Сложность самостоятельного обслуживания.

Климат-контроль сейчас является передовой системой, обеспечивающей комфортабельные условия в салоне авто, поэтому все больше автопроизводителей комплектуют этой установкой свои модели. Но пока вытеснить отдельно установленные печки с кондиционерами эта система не в состоянии. И виной тому – дороговизна оборудования. Многие автолюбители не хотят переплачивать значительную сумму за авто с «климатом», отдавая предпочтение моделям с простыми кондиционерами.

Лого Autoleek
Поделиться:
Комментировать