Как управлять электромобилем

Со временем будущее всё больше проникает в нашу повседневную жизнь во всех сферах, не исключение и автомобильный рынок. Мы уже не только видим по телевизору и читаем в научной литературе, но и воочию встречаем электромобили на улицах наших городов.

Начинают возникать вопросы, а как правильно управлять электромобилем и отличаются ли они в этом от привычных автомобилей, как они поведут себя в наши суровые морозы? Настало время ответить на эти вопросы и отменить наиболее интересные моменты.

Управление электромобилем

Часто приходится видеть, как не знакомые с электромобилем садятся за руль нажимают кнопку запуска и с недоумением прислушиваются, ведь ни чего после этого не происходит, ни шума мотора, ни пытающегося запустить его стартера. И нет реакции на педаль акселератора, жми её хоть в пол. Но всё потому, что под капотом электродвигатель, а не двигатель внутреннего сгорания, принцип работы у них совершенно разный.

Автомобиль Tesla

Кнопка запуска нужна лишь для включения электронной начинки автомобиля. А чтобы он поехал, необходимо сначала включить передачу и после этого нажатием на педаль газа можно начинать движение.

На автомобиле нет привычной нам КПП, и соответственно передач тоже. На селекторе выбора есть режимы езды:

  • D или D/B – движение вперёд с возможностью рекуперации энергии;
  • R – движение назад;
  • N – нейтральная передача;
  • P – режим парковки.

Первый и самый главный вопрос по эксплуатации электромобиля – это расход электроэнергии на 100 км пробега. Что бы ответить на этот вопрос был проведен тест электромобиля Tesla Model S с батареей емкостью 85 кВт·ч, на котором определили средний расход.

Он составил 25 кВт·ч на 100 км, с учётом КПД зарядного устройства и других особенностей получается 30 кВт·ч и это сильно округлили. С учётом нынешних цен выходит около 90 рублей на 100 км, что является очень хорошим показателем.

Одна педаль

Про электромобили часто говорят, что это авто с одной педалью. Нет это не значит, что у него нет педали тормоза, она есть, как и во всех остальных автомобилях.

В электрических моделях электромотор выполняет функции двигателя и генератора. При разгоне и движении он потребляет энергию аккумуляторной батареи, а при замедлении начинает работать в режиме генератора, тем самым пополняя запас энергии в батареи.

режим генератора в электромобиле

Перетекание энергии от электромотора к батареи

Если на селекторе выбора включен режим B (Brake) и отпустить педаль газа происходит гораздо лучшее торможение двигателем и большая рекуперация энергии за счёт создания тормозного момента в режиме генератора. Автомобиль начинает останавливаться с достаточной силой, чего хватает при спокойном движении. Педаль тормоза нужна только для полной остановки или экстренного торможения.

Именно поэтому их и называют – автомобиль с одной педалью. Помимо плюсов рекуперации энергии, происходит меньший, до двух раз, износ колодок и дисков.

Управляемость

В электромобилях присутствуют те же системы помощи и безопасности, что и в обычных. Но из-за особенностей электродвигателя имеют ряд преимуществ.

Во-первых, у них постоянный крутящий момент, что обуславливает наиболее ровные обороты на любых скоростях и режимах движения по различной местности.

Во-вторых, осуществляется регулировка оборотов и мощности непосредственно двигателя.

В-третьих, очень хороший баланс за счёт батарейного блока. Он достигает половины веса автомобиля, и крепится снизу, являясь днищем. За счёт низкого центра тяжести обуславливается хорошая устойчивость на дороге.

Как заряжать

Зарядка производится достаточно долго, в зависимости от емкости батарей и мощности питающей розетки может достигать от нескольких до 30-40 часов, если говорить об обычной розетке! И даже заряд вовсе может не начаться, так при отсутствии заземления в розетке защита не позволит заряжать батарею.

Tesla на зарядке

Зарядное устройство Tesla на 11 кВт

Поэтому рекомендуется устанавливать стационарное зарядное устройство в месте хранения автомобиля. Но для этого необходимо иметь техническую возможность его установки. Самое распространённое зарядное устройство имеет мощность 11кВт, существует и 22кВт с помощью которого батарея полностью зарядится за 4 часа.

Стоит знать, что розетка и удлинитель должны быть рассчитаны на ток минимум в 16А! Пренебрегая этим, используя обычный удлинитель, вы можете устроить пожар.

Сейчас развивается сеть электрозаправок от компании Tesla, которые называются Supercharger. Заряд они производят постоянным током напряжением 400В и мощностью от 90 до 150 кВт. При таком заряде, например, Tesla Model S с батареей 85 кВт·ч за 20 минут набирает 50% емкости. Уже анонсирована разработка более мощных станций, которые в итоге позволят полностью зарядить батарею Tesla за 5-10 минут. К сожалению, до России эта сеть ещё не добралась.

Станция Tesla Supercharger

Электрозаправка Supercharger

Включать электромобиль на подзарядку можно в любой момент, не нужно дожидаться полного разряда батареи. В ней используются современные аккумуляторы Li-Ion типа, да, как в обычном телефоне. Они не имеют эффекта памяти и не перезарядятся, если оставить их подключенными на всю ночь.

Испытание морозом

Многие до сих пор сомневаются в возможности эксплуатации электромобиля зимой в России, особенно в северных регионах. Но практика и тесты показывают, что это вполне возможно и есть даже плюсы. Он сможет поехать даже в силный мороз, ведь его не надо заводить, а только включить питание.

Прогревается салон очень быстро, в машине установлены электрические тэны, прогревающие жидкость за пару минут. Плюс ко всему прогрев можно включить по таймеру на необходимое вам время.

Конечно же при эксплуатации электромобиля зимой не стоит рассчитывать на тот же пробег на одном заряде, что и летом. По всем тестам средние потери при поездах в мороз составляют до 40% от ёмкости. Допустим если запас хода составляет 400 км, при движении в -30°C вы сможете проехать около 250 км. Что не является большим ограничением, если вы передвигаетесь только по городу, этого вполне хватит.

Было проведено исследование канадской компанией FleetCarma по реальному диапазону пробега Nissan Leaf и Chevrolet Volt в летний период с кондиционером и зимний с использованием обогрева салона.

диаграмма пробега Nissan Leaf

У Chevrolet Volt диаграмма построена только от -4°C, так как при более низкой температуре периодически включался ДВС и результаты искажались.

диаграмма пробега chevrolet volt

При всём этом стоит учитывать, что производители не рекомендуют хранить электромобиль на улице в морозы, а только в отапливаемом помещении. Если всё же пришлось оставить его на улице, то обязательно нужно подключить его к розетке для заряда и прогрева батареи. Логично для такого типа авто и это самый существенный минус для регионов с холодным климатом.

Рекомендации

Основной причиной отличия возможного пробега от заявленного является вредная привычка, принесенная с обычных автомобилей. Манера езды подгазовывая, когда вы двигаясь по городу нажимаешь на газ и после сразу отпускаешь, вместо плавной размеренной езды.

При движении электрическая энергия постоянно перетекает между батареей и электромотором. Нажал на педаль газа, энергия пошла к мотору, отпустил, пошла от мотора в батарею. Но из-за того, что мотор потребляет и вырабатывает переменный ток, а в батарее он постоянный, в обоих режимах идёт преобразование. При этом часть её теряется и вот из-за таких потерь при частом переключении режимов, батарея может потерять до 50% запасённой энергии.

Подведём итоги:

  • не большая стоимость 100км пробега, это пока не актуально, т.к. стоимость самих электромобилей высока для среднего сегмента;
  • автомобиль необходимо хранить только в теплом гараже;
  • при долгой стоянке на морозе прогревать желательно от сети;
  • зарядка от обычной розетки длиться более суток и требует заземления;
  • моментальный прогрев или охлаждение салона по таймеру;
  • хорошая управляемость в любую погоду.

Запас хода постоянно увеличивается, что позволяет комфортно себя чувствовать на всём пути. Конечно не стоит ожидать заявленных километров, если вы очень любите прокатиться с ветерком и агрессивное вождение. А оно приносит удовольствие, ведь динамика и ощущения немного другие нежели в обычных автомобилях.

В общем нет ни чего страшного в электромобилях, необходима только инфраструктура, которая скоро определённо появится. Но и без нее для эксплуатации по городу достаточно будет обычного гаража.

Поделиться: